home sitemap english
websiteName

Меню


Психологические проблемы художественного развития


О группе

Лаборатория образована в 1992 г. на базе исследовательской группы аналогичной направленности, существовавшей с 1988 г. Ее руководитель — А.А. Мелик-Пашаев, д. психол. н., член Союза художников РФ. Главная задача лаборатории — изучение психологического содержания, возрастных и индивидуальных особенностей, психолого-педагогических условий и критериев художественно-творческого развития детей в контексте становления целостной личности и преимущественно в условиях общего образования, а также разработка соответствующих исследовательских и диагностических методик.
Затрагиваются и более общие философско-психологические вопросы человеческого творчества как такового и самого человека как творца. В то же время разрабатываются и более частные проблемы, такие как:

  • специфика художественного воображения ребенка в его сопоставлении с воображением взрослого, с одной стороны, и с образным мышлением — с другой;
  • психологические условия зарождения и воплощения выразительного образа в искусстве;
  • соотношение успешности художественного творчества и личностной ценностности ребенка;
  • особенности эстетической эмоции;
  • уровни и критерии читательского развития школьников разного возраста;
  • психологическое родство/различие процессов восприятия произведений разных видов искусства и др.

Разработана и внедрена в педагогическую практику целостная концепция художественного развития человека, в основание которой положены следующие психологические реалии: базисное для всех видов художественного творчества эстетическое отношение к действительности (непосредственное переживание сопричастности миру и восприятие чувственного облика вещей и явлений как выражения их внутренней жизни, родственной воспринимающему); авторской позиции (направленность на трансформацию и оформление жизненных впечатлений и «языковых» средств того или иного вида искусства ради создания эмоционально выразительного образа); художественное воображение как способность создавать выразительный образ, адекватно передающий исходно не образное, ценностно значимое содержание.

В рамках теории развивающего образования Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова и по результатам десятилетнего психолого-педагогического эксперимента, осуществлявшегося в одном и том же классе общеобразовательной школы, разработан школьный курс литературы с 1 по 11 класс («Литература как предмет эстетического цикла»), в котором данный подход реализован на практике. Курс основан на собственном литературном творчестве детей. Он позволяет всем учащимся достичь, во-первых, уровня создания полноценных литературно-художественных текстов (при сохранении возрастной специфики и индивидуальных различий в проявлении творческой одаренности); а во-вторых — уровня понимания литературных произведений, несопоставимого с тем, что доступен при традиционных способах преподавания. Данный курс является свидетельством потенциальной одаренности всех детей, на основе актуализации и развития которой ярко проявляют себя некоторые дети, специально одаренные в том или ином (в данном случае — в литературном) отношении.

Курс, авторы которого отмечены Премией Правительства РФ в области образования (1999), успешно внедряется в практику школ многих регионов России. УМК (учебник, методическое пособие, хрестоматия, методическая тетрадь) по литературе для 1–8 классов выдержали несколько изданий. К сожалению, в современной образовательной ситуации это поистине эксклюзивное достижение отечественной науки и педагогической практики целенаправленно вытесняется из школы.

Сегодня одной из задач, решаемых лабораторией, является систематизация и оцифровка колоссального массива данных проведенного лонгитюда, на основе которого проводились и будут проводиться разнообразные исследования литературно-творческого, читательского и личностного развития детей.

В лаборатории создано множество исследовательских и диагностических методик, выявляющих различные аспекты и потенциал художественного развития, обоснованы принципы подобной работы, как научные, так и этические; это приоритетность экспертизы перед измерением и «антиселекционный» подход — понимание художественной одаренности как родового свойства человека, развитие которого доступно и необходимо каждому ребенку.

В последнее время перспективным направлением работы лаборатории становится исследование истоков и ранних этапов становления детского художественного творчества, а также его эстетической и возрастной специфики, которая предъявляет особые требования к педагогам и воспитателям, а также нуждается в появлении соответствующего раздела художественной критики.

Перу сотрудников, работающих в данный момент или работавших в лаборатории, принадлежит ряд монографий, учебных и методических пособий; всего свыше 600 научных и научно-популярных публикаций.

Основные из них (кроме уже упомянутых учебно-методических комплектов по литературе для 1–8 классов).

Фонды

ФОНД I: Курс литературы в школе. Методические разработки. Классы 1-8 (Скачать zip)

ФОНД II: Экспериментальный курс литературы. Учебные работы учеников экспериментального класса. Классы 1-10(2-11) (Скачать zip)