home sitemap english
websiteName

Меню


Психология учения


О группе "Психология учения"

Лаборатория создана в середине 1930-х гг. для разработки проблематики ликвидации безграмотности взрослых. С 1947 г. лабораторией обучения и умственного развития руководила профессор Н.А. Менчинская. Исследования лаборатории велись на материале таких учебных предметов, как арифметика, чтение, письмо, родной и иностранный языки, история, география, геометрия, физика, биология. Основной тезис, на котором базировались исследования лаборатории, состоял в следующем. В развитии ребенка необходимо различать два типа изменений: а) макроизменения — значительные позитивные сдвиги в мышлении, мотивации учения, характере учебной деятельности, научном мировоззрении школьников; б) микроизменения — тонкие, нередко трудноуловимые, частные, но важные для развития изменения в содержании знания, конкретных умениях, приемах умственной деятельности, оперировании усвоенными знаниями на практике и т. п. Характер и соотношение этих двух типов изменений имеют определенную возрастную динамику и индивидуальные вариации. На каждом этапе работы лаборатории изучалась та или иная широкая проблема в контексте этого тезиса:

С начала 1980-х гг. лабораторию возглавила профессор И.С. Якиманская. Коллектив лаборатории, сохраняя ранее намеченные линии исследований, значительно расширил их проблематику. В этот период изучалась роль субъектного опыта в становлении у школьников индивидуальных способов учебной работы; их возрастная динамика, на основании чего был предложен ряд психолого-педагогических критериев анализа и оценки качества знаний школьников.

С начала 1990-х гг. лаборатория работает под руководством к. психол. н. Е.Д. Божович, разработавшей концепцию развития ребенка как субъекта учения. Ключевым понятием концепции «позиция субъекта учения» обозначается специфическое новообразование, формирующееся в подростковом возрасте. Его источником становится не только целенаправленное школьное, но и, пользуясь выражением Л.С. Выготского, «спонтанное» обучение. Результатом взаимодействия двух типов обучения становится субъектный опыт ребенка, в котором закрепляется и то, что ребенок «сам берет» из среды в соответствии со своими потребностями, интересами, представлениями о себе и своем будущем, и то, что он усваивает в учебном процессе. Позиция субъекта учения включает три взаимосвязанных составляющих: когнитивную, регуляторную и личностно-смысловую.

Одним из следствий и одновременно показателей возникновения и развития позиции субъекта учения является построение детьми собственных способов учебной работы. Описан ряд вариантов структуры способов учебной работы, включающей следующие компоненты:

Результаты проведенных исследований позволили выстроить систему критериев позиции субъекта учения и конкретных показателей, относящихся к каждому критерию.

Перспективы научной работы коллектива заключаются в выявлении внешних и внутренних системных связей «позиции субъекта учения»; специфики ее формирования, структуры и функций в зависимости от педагогических и психологических условий; разработке принципов создания диагностического инструментария для изучения генезиса, формирования или разрушения позиции субъекта учения.

Практические усилия коллектива направлены на преобразование исследовательских методик в практико-ориентированные, доступные для применения непосредственно в ходе обучения и воспитания; разработку психодидактических рекомендаций к реализации в школе единой цепи «контроль → диагностика → коррекция → оценка»; создание целостных технологий обучения, способствующих формированию у школьника позиции субъекта учения.