home sitemap english
websiteName

Меню


Группа Е.Д. Божович

Лаборатория психологии саморегуляции


О лаборатории

Основное направление исследований лаборатории – психология осознанной саморегуляции в широком контексте индивидуальности и бытия человека.

Круг исследований сотрудников лаборатории включает в себя проблемы общих закономерностей и индивидуальных особенностей саморегуляции психических состояний, различных видов активности и деятельности человека, регуляторных аспектов принятия решений, когнитивной, личностной, эмоционально-волевой регуляции, индивидуальных стилей регуляции и реализации различных видов произвольной активности, природы саморегуляции и возрастных аспектов ее становления.

В последние годы в лаборатории развивается методология дифференциального подхода к саморегуляции человека, создающая фундаментальные основы для решения широкого спектра фундаментальных и прикладных проблем психологии саморегуляции, а также для разработки инструментария психологической диагностики регуляторных процессов.

История

Лаборатория была создана 1970 году на базе исследовательской группы Олега Александровича Конопкина, положившего начало фундаментальной разработке проблемы саморегуляции как от­носительно самостоятельной подсистемы специфически регуляторных процессов психологической структуры деятельности.

На первых этапах развития лаборатории ее исследования фокусировались на общих закономерностях са­морегуляции деятельности. Основной задачей созданной лаборатории являлось развитие нового направления в психологии деятельности человека, основанного на раскрытии внутренней, психической структуры, закономерностей развития и функционирования процессов инициации, построения субъектом своей целенаправленной активности и управления ею.

В работах сотрудников и аспирантов лаборатории проводились исследования функциональной структуры процессов психической регуляции деятельности: сначала в условиях производственной деятельности и на сенсомоторной модели деятельности, а затем и в условиях учебной, профессиональной и спортивной деятельности. Важной вехой в становлении данного направления стала публикация монографии О.А. Конопкина “Психологические механизмы регуляции деятельности” (1980), в которой на основе обобщения нескольких циклов экспериментальных и теоретических исследований были сформулированы основные положения концепции осознанной саморегуляции.

В 70-ые годы научными сотрудниками лаборатории являлись А.М. Гейшерик, Ю.С. Жуйков, И.И. Кондратьева, Н.Ф. Круглова, Ю.А. Миславский, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, Н.О. Сипачев, В.И. Степанский. Позднее в состав лаборатории вошла научная группа под руководством Э.А. Фарапоновой (Т.И. Данюшевская, С.В. Ушнев, И.Н. Начевник, Н.В. Самоукина), которая занималась исследованием саморегуляции учебно-трудовой деятельности в контексте проблемы профориентации школьников. В разные годы в составе лаборатории работали А.М. Матюшкин, Б.Б. Коссов, Л.М. Смирнов.

В 90-гг. В.И. Моросановой проблемное поле исследований лаборатории было расширено за счет включения в него индивидуальных различий осознанной саморегуляции. Индивидуальные особенности саморегуляции проявляются в том, как человек планирует цели и программирует их до­стижение, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает результаты и корректирует свою активность для достижения субъективно приемлемых результатов деятельности. Для изучения типичных для человека индивидуальных способов регулирования, устойчиво проявляющихся в различных деятельностных ситуациях и видах пси­хической активности, были разработаны представления о стилевых особенностях саморегуляции произвольной активности (В.И. Моросанова, 1988-1998).

В 2000 г. лабораторию возглавила Варвара Ильинична Моросанова.

Спектр направлений, развиваемых в настоящее время сотрудниками лаборатории широк и включает в себя исследование саморегуляции в контексте проблем функционирования концептуальных моделей человека-оператора (А.А. Обознов); мотивации трудовой деятельности (И.Н. Бондаренко); профессионального самоопределения (О.Г. Власова); принятия решений (Т.А. Индина); стресса в профессиональной деятельности (Н.Г. Кондратюк); восприятия времени (А.В. Ванин); педагогического взаимодействия (Т.А. Фомина); интеллектуального развития (В.А. Сидиков); мотивации учебной деятельности (И.Ю. Цыганов); развития личности в детском возрасте (В.С. Боргоедова).

Сотрудники

Моросанова Варвара Ильинична

Моросанова Варвара Ильинична

Доктор психологических наук (1995), профессор (1997)

Должность:  Заведующий лабораторией

Божович Елена Дмитриевна

Божович Елена Дмитриевна

Российский психолог, специалист в области педагогической психологии. Кандидат психологических наук. Профессор кафедры педагогической психологии Московского психолого-педагогического университета (МГППУ).

Должность:  Ведущий научный сотрудник

Бондаренко Ирина Николаевна

Бондаренко Ирина Николаевна

Должность:  Ведущий научный сотрудник

Фомина Татьяна Геннадьевна

Фомина Татьяна Геннадьевна

Должность:  Ведущий научный сотрудник

Кондратюк Наиля Гумеровна

Кондратюк Наиля Гумеровна

Должность:  Старший научный сотрудник

Раевская Татьяна Геннадьевна

Раевская Татьяна Геннадьевна

Должность:  Старший научный сотрудник

Филиппова Елена Валерьевна

Филиппова Елена Валерьевна

Должность:  Старший научный сотрудник

Цыганов Игорь Юрьевич

Цыганов Игорь Юрьевич

Должность:  Старший научный сотрудник

Черкасова Ольга Дмитриевна

Черкасова Ольга Дмитриевна

Должность:  Старший научный сотрудник

Боргоедова Виктория Сергеевна

Боргоедова Виктория Сергеевна

Должность:  Научный сотрудник

Ефтимова Ольга Викторовна

Ефтимова Ольга Викторовна

Должность:  Научный сотрудник

Ованесбекова Маргарита Леонидовна

Ованесбекова Маргарита Леонидовна

Должность:  Младший научный сотрудник

Адамян Анна Андреевна

Адамян Анна Андреевна

Должность:  Лаборант

Исследования

  1. Грант РГНФ 07-06-00882а, «Субъектные и личностные аспекты осознанной саморегуляции произвольной активности человека» (2007-2009).
  2. Грант РФФИ 08-06-00175-а «Личностные предпосылки и регуляторные механизмы надежности профессиональной деятельности» (2008-2010).
  3. Городская экспериментальная площадка «Создание психологических технологий подготовки учащихся к успешной сдаче выпускных экзаменов» Лицей №1557 САО (2007-2009).
  4. Издательский грант РГНФ № 09-06-16041д «Саморегуляция и индивидуальность человека», (2009).
  5. Грант РГНФ №09-06-00620а «Личностные и регуляторные основы профессиональных планов молодежи в условиях современного рынка труда» (2009-2010).
  6. РФФИ 28-06-00175а «Личностные предпосылки и регуляторные механизмы надежности профессиональной деятельности» (2008-2010).
  7. ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» Министерства образования РФ Госконтракт 236-1 «Субъектные и личностные детерминанты саморегуляции принятия решений в условиях социальных изменений» (2009-2011).
  8. Грант Президента РФ молодым ученым N MK 6133.2008.6. Проект «Регуляторно-личностные механизмы принятия решений в чрезвычайных ситуациях» (2011).
  9. Грант РГНФ, №11-06-07023д. Издание коллективной монографии «Психология саморегуляции в XXI веке» (2011).
  10. Грант РГНФ 10-06-00838а «Стилевые особенности саморегуляции профессиональной деятельности в экстремальных условиях» (2010-2012).
  11. Грант РГНФ 11-36-00336а2, целевой конкурс поддержки молодых ученых, «Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции учителя в педагогическом взаимодействии» (2011-2013).
  12. Грант РГНФ 12-06-00-872а «Индивидуальные особенности саморегуляции в экспериментальных ситуациях достижения учебных целей» (2012-2014).

Публикации

Монографии, учебные пособия

  1. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. — М.: Наука, 1980.
  2. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. Издание 2-е, испр. и доп. — М.: Ленанд, 2011.
  3. Круглова Н.Ф. Экспресс-диагностика и коррекция регуляторно-когнитивной структуры учебной деятельности подростков / Под ред. О.А. Конопкина и В.И. Панова. — М.: Изд. Психологического института РАО - Экопсицентра РОСС, 2000.
  4. Моросанова В.И. Филиппова Е.В. Программа повышения психологической готовности учащихся к выпускным экзаменам на основе развития осознанной саморегуляции учебной деятельности / Учебное пособие. – М., 2012.
  5. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. — М., 1991.
  6. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. — М.: Наука, 1998.
  7. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство, М.: Когито-Центр, 2004.
  8. Моросанова В.И. Психология саморегуляции человека / В.И. Моросанова. Учебное пособие для психологов, студентов и педагогов. – М, МППГУ, 2010.
  9. Моросанова В.И. Психология саморегуляции. Учебное пособие. —СПб., Изд-во «Нестор-История», 2012.
  10. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека / В.И. Моросанова ; Ин-т психологии РАН ; Психологический ин-т РАО. – М.: Наука, 2010.
  11. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.
  12. Моросанова В.И., Индина Т.А. Регуляторные и личностные основы принятия решений. – СПб., Изд-во «Нестор-История», 2011.
  13. Моросанова В.И., Коноз Е.А. Диагностика и психологическая характеристика саморегуляции при экстраверсии и нейротизме. Учебно-методическое пособие для преподавателей психологии и студентов, школьных психологов и учителей. – Набережные Челны: Институт управления, 2001.
  14. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. — Москва - Нальчик: Изд. центр "Эль-Фа", 1996.
  15. Плахотникова И.В., Моросанова В.И. Развитие личностной саморегуляции Москва, Вербум – М., 2004.
  16. Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека / Под ред. Моросановой. — М.: ПИРАО. 2006.
  17. Психология саморегуляции в ХХ1 веке: Сборник научных трудов / Под ред. В.И. Моросановой. – М.- Санкт-Петербург: Нестор-История, 2011.
  18. Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сборник научных трудов / Под ред. В. И. Моросановой. — М. - Ставрополь: Издательство ПИ РАО, СевКавГТУ, 2007.

Статьи

  1. Бондаренко, И.Н. Исследование потенциала личностного развития девятиклассников / Н.Р. Сидоров, И.Н. Бондаренко // Вестник практической психологии образования, №2(31), 2012, М., Народное образование.
  2. Власова О.Г. Регуляторные и личностные ресурсы готовности к профессиональному самоопределению / Socialscience. Общественные науки. Всероссийский научный журнал. 2012/8 С. 71-80.
  3. Индина Т.А., Моросанова В.И. Рациональность принятия решений (на материале политического голосования избирателей) // Экспериментальная психология. - 2009. - №1. – C. 52 – 71.
  4. Кондратюк Н.Г., Моросанова В.И. Надежность действий спасателя в чрезвычайных ситуациях: регуляторные и личностные предпосылки // Вестник Южно-уральского государственного университета. Психология. Выпуск 11. - № 40 (216), 2010. С. 51-61.
  5. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии.- 1995. № 1. С. 5-12.
  6. Круглова Н.Ф. Произвольная регуляция деятельности и физическое утомление // Вопросы. психологии.- 1976. № 2. 138-141.
  7. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. Том 23. - 2002, № 6
  8. Моросанова В.И. Гаралева М.Д., Проявление саморегуляции в различных видах агрессивного поведения // Журнал прикладной психологии, № 6, 2004, с.12-19.
  9. Моросанова В.И. Дифференциальный подход к психической саморегуляции и его применение к исследованию действий профессионала // Психологический журнал 2012- том 33 - № 3. С. 98-111.
  10. Моросанова В.И. Индивидуальная саморегуляция и характер человека // Вопросы психологии. - 2007. - № 3. - С.59‑68.
  11. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека / В.И. Моросанова // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2010 №1. С.36-45.
  12. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психологический журнал - 1995. № 4. C. 26-35.
  13. Моросанова В.И. Развитие теории осознанной саморегуляции: дифференциальный подход // Вопросы психологии. – 2011. - №3. С. 132-144.
  14. Моросанова В.И., Ванин А.В. Субъектные и личностные предпосылки выбора профессии старшеклассниками // Теоретическая и экспериментальная психология, 2011, Т.4, №4, С. 60-71.
  15. Моросанова В.И., Ванин А.В. Субъектные и личностные предпосылки выбора профессии старшеклассниками // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2011. – Т. 6. - № 3.
  16. Моросанова В.И., Ванин А.В., Цыганов И.Ю. Создание новой версии опросного метода «Стиль саморегуляции учебной деятельности» // Теоретическая и экспериментальная психология, 2011, т.4, №1, С. 5-14.
  17. Моросанова В.И., Ванин А.В., Цыганов И.Ю. Создание новой версии опросного метода «Стиль саморегуляции учебной деятельности – ССУДМ» // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2011. – Т. 4. - № 1. С. 48-61.
  18. Моросанова В.И., Гаралева М.Д. Индивидуальные особенности и саморегуляция агрессивного поведения // Вопросы психологии. – 2009. - №3. - С.44-55.
  19. Моросанова В.И., Индина Т.А. Психологические предпосылки принятия рациональных решений на материале голосования избирателей // Вопросы психологии N 6. -2007, C.74-85.
  20. Моросанова В.И., Индина Т.А. Регуляторные и личностные аспекты рациональности принятия решений // Прикладная психология. – 2006. – №5. – С.38‑56.
  21. Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Новая версия опросника «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ» // Вопросы психологии. – 2011. - №1. С. 137 – 145.
  22. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. №2. С. 118-127.
  23. Моросанова В.И., Филиппова Е.В. Изучение регуляторных основ психологической успешности учащихся на экзамене // Вестник РУДН. Серия Психология и педагогика. -2009. - №4. С. 37-43.
  24. Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Взаимосвязь развития осознанной саморегуляции и общительности педагогов // серия «Психология и педагогика» Вестника РУДН. - №2. – 2010. С.16-20.
  25. Моросанова, В.И, А.В. Ванин, И.Ю. Цыганов, Е.В. Филиппова Взаимосвязь мотивации и осознанной саморегуляции учения / [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2012. - Т. 5. - № 24. - С. 5. Режим доступа: http://psystudy.ru.
  26. Моросанова, В.И., Боргоедова В.С. Экспресс-методика диагностики индивидуального профиля саморегуляции поведения учащихся средней школы / В.И. Моросанова, В.С. Боргоедова // Вестник практической психологии образования. – 2012. - №2. – С. 96-104.
  27. Моросанова, В.И., Фомина Т.Г. Дифференциально-регуляторные основы педагогического взаимодействия учителя / В.И. Моросанова, Т.Г. Фомина // Психологическая наука и образование. - 2012. №2. – C. 94-102.
  28. Обознов, А. А. Обpазно-концептуальные модели в деятельности опеpатоpов сложных эpгатических систем / А.А. Обознов, Э.В.Волков Е.Д. Чеpнецкая // Мехатроника, автоматизация, управление. - 2012.- Издательство "Новые технологии». - № 5, с. 21-31.
  29. Обознов, А.А., Бондаренко И.Н. и др. Потенциал психологического воздействия трудовой деятельности // Экспериментальная психология, № 3, 2012, М.
  30. Фомина Т.Г., Моросанова В.И. Стилевые особенности общительности педагогов с различным уровнем развития осознанной саморегуляции [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011.2(16). URL: http://psystudy.ru.
  31. Фомина, Т.Г., Моросанова В.И. Регуляторно-коммуникативные основы построения типологии педагогического взаимодействия / Фомина Т.Г., Моросанова, В.И. // Психология и школа. – 2012. - №2. С. 53-57.
  32. Morosanova V. Extraversion and neuroticism: the typical profiles of self-regulation. // Europinean Psychologist. 2003. №4.

Организация международных симпозиумов и конференций

  1. Симпозиум «Метасистемные процессы и саморегуляция» - IV Съезд РПО.
  2. Научный симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции» - I Международная конференция «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России», Кисловодск, 2006.
  3. Научный симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции» - II Международная конференция «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России», Кисловодск, 2009.
  4. Cимпозиум «Саморегуляция в учебной и профессиональной деятельности» - 15 европейская конференция по психологии личности, г. Брно, Чехия, 2010.
  5. Симпозиум «Психология регуляции и саморегуляции» - V съезд РПО, Москва, 2012.

Диссертации

Докторские диссертационные исследования:

  1. Конопкин О.А. Проблема осознанного регулирования сенсомоторной деятельности. 1977.
  2. Степанский В.И. Психическая саморегуляция деятельности (информационный аспект). 1991.
  3. Миславский Ю.А. Природа и структура системы саморегуляции и активности личности. 1994.
  4. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека. 1995.
  5. Осницкий А.К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека. 2001.

Кандидатские диссертационные исследования:

  1. Стрюков Г.А. Психофизиологические особенности состояния ожидания при работе за пультом управления. 1970.
  2. Степанский В.И. Психическая саморегуляция скорости реагирования при временной неопределенности исполнительных сигналов. 1972.
  3. Осницкий А.К. Вероятностное прогнозирование и эффективность опознания. 1972.
  4. Вербицкий А.А. О механизмах регуляции сенсомоторной деятельности в ситуации стимульной неопределенности. 1974.
  5. Миславский Ю.И. Динамика сенсомоторной чувствительности и сознательно-произвольная регуляция деятельности человека в задачах обнаружения. 1977.
  6. Кондратьева И.И. Психологическая детерминация скорости двигательных реакций в условиях предъявления сигналов разной интенсивности. 1978.
  7. Круглова Н.Ф. Произвольная регуляция как средство повышения надежности деятельности при утомлении. 1978.
  8. Фадеев В.В. Возрастные особенности формирования прогноза в процессе регуляции деятельности. 1982.
  9. Сипачев Н.О. Отражение статистических характеристик среды в психической регуляции деятельности. 1983.
  10. Энгельс И.Л. Формирование субъективных эталонов результата в процессе регуляции деятельности. 1983.
  11. Прыгин Г.С. Проявление "автономности" и "зависимости" в осознанной регуляции деятельности. 1983.
  12. Суннатова Р.И. Возрастные и индивидуальные особенности прогнозирования в процессе решения задач учащимися 1986
  13. Самоукина Н.В. Психологические условия активизации школьников в профессиональном самоопределении. 1988.
  14. Ле Тхи Хоа. Становление субъектного опыта учащихся СПТУ в процессе профессионального самоопределения: 1988.
  15. Авраменко С.В. Личностные предпосылки становления субъективной готовности учащихся ПТУ к профессиональной деятельности. 1990.
  16. Баратов Ш.Р. Психологические особенности воспитания активно положительного отношения младших школьников к труду. 1990.
  17. Соколова Л.А. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции и успешность спортивной деятельности (на примере спортивной стрельбы). 1990.
  18. Коверга В.К. Образ управляющих действий в системе саморегуляции деятельности. 1991.
  19. Бохорский Е.М. Развитие рефлексии как условие формирования у учащихся субъектного отношения к труду: 1991.
  20. Парашин Ю.П. Исследование взаимосвязей между психологическими качествами, экстремальными условиями и эффективностью соревновательной деятельности (на примере волейбола). 1991.
  21. Сагиев Р.А. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов. 1993.
  22. Воробьева М.В. Анализ сформированности умения саморегуляции деятельности в профконсультировании школьников: 1994.
  23. Лебедчук П.В. Особенности формирования профессионального самосознания студентов педвуза. 1995.
  24. Холопова Е.Н. Социально-психологические особенности политических избирательных кампаний. 1995.
  25. Саад Ю. Психологические особенности самостоятельного выбора профессии у выпускников школы. 1995.
  26. Обносов В.Н. Представление о профессии как фактор профессионального самоопределения. 1998.
  27. Чуйкова Т.С. Саморегуляция активности при преодолении человеком кризиса, связанного с потерей работы. 1998.
  28. Белоус О.В. Формирование осознанной саморегуляции педагогического взаимодействия как фактор эффективной подготовки студентов педвуза. 2000.
  29. Коноз Е.М. Индивидуально-типические особенности саморегуляции при экстраверсии и нейротизме. 2000.
  30. Плахотникова И.В. Соотношение личностных свойств и стилей саморегуляции активности учащихся, 2004.
  31. Аронова Е.А. Регуляторная роль самосознания в произвольной активности человека, 2004.
  32. Гаралева М.Д. Индивидуально-типические особенности саморегуляции агрессивного поведения, 2006.
  33. Кутузова Д.А. Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выбора, 2006.
  34. Индина Т.А. Регуляторно-личностные детерминанты принятия решений (на материале политического голосования), 2007.
  35. Серебрякова М. Е. Ценностно-смысловая сфера и особенности саморегуляции личности на различных стадиях наркотизации, 2010.