home sitemap english
websiteName

Меню


Психологические основы новых образовательных технологий


О группе "Психологические основы новых образовательных технологий"

Основное направление исследований группы продолжает традиции лаборатории  психологических основ новых образовательных технологий, организованной в 1981 г. и возглавляющейся академиком РАО, доктором психологических наук В.В.Рубцовым. В частности, круг исследований сотрудников группы включает в себя создание предметно и коммуникативно-ориентированных учебных сред, реализующих целостную учебную деятельность как систему и выступающих как средство ее полноценной организации.  Развитие данной проблематики связано с изучением фундаментальных психологических проблем  диагностики, моделирования и организации разных форм совместной учебной деятельности. Важное направление деятельности группы включает изучение влияния образовательных воздействий конкретной школы на параметры интеллектуального, личностного и социального развития учащихся. В последние годы интересы группы сфокусировались на новом аспекте диагностики развития метапредметных компетенций учащихся начальной и основной школы. Разработанные  диагностические процедуры позволяют охарактеризовать уровень и качество развития всех описанных в  образовательном Стандарте  метапредметных компетенций, включая  когнитивные, мотивационные, коммуникативные и социальные.

История лаборатории психологических основ новых образовательных технологий.

В течение многих лет усилия лаборатории были направлены на исследование роли и функций моделей и действия моделирования в становлении учебной деятельности. Особое место в исследованиях различных аспектов действия моделирования занимала проблема использования моделей как средства организации взаимодействий участников групповой учебной работы. В основу этих разработок положен предметно-содержательный подход В.В.Рубцова, предполагающий:

  • распределение между членами группы таких структурных элементов выполняемой деятельности, которые соответствуют исходному отношению изучаемого объекта;
  • включение в совместную учебную деятельность  моделей разного уровня:  организующих индивидуальные действия учащихся, а также отражающих  саму форму организации совместной деятельности.

Конкретные образцы, реализующие эти принципы, представлены фрагментами различных учебных предметов - физики (В.В.Рубцов),  природоведения (Е.В.Высоцкая), английского языка (И.М.Улановская, О.В.Яркина).  В других образцах, построенных на не учебном материале, специально исследовались такие аспекты проблемы как уровни операционального и социального  взаимодействия участников и  влияние форм организации совместной деятельности на развитие различных компонентов теоретического мышления ребенка (В.В.Агеев, И.В.Ривина, В.В.Рубцов, Н.И.Поливанова, М.А.Семенова, И.М.Улановская).

Оценка эффективности разработанных сотрудниками лаборатории учебных программ требовала  выработки новых подходов к проблемам диагностики и  создания оригинальных  диагностических методов и процедур. Специфика такого рода диагностики состоит в том, что в ее основу кладется оценка уровня развития фундаментальных психических образований,  выступающих основанием порождения различных психических явлений как своих частных форм. Иными словами, «объективно-нормативная диагностика» (В.Х.Магкаев, П.Г.Нежнов,) может служить  средством управления (контроля, содержательной оценки и педагогической коррекции) психическим развитием личности школьников и оперативным инструментом анализа качества обучения и воспитания. В контексте данного подхода были разработаны конкретные диагностические методики, применяющиеся  для проверки овладения научными понятиями и учебными действиями в курсах физики (В.А. Львовский, А.М. Медведев, П.Г. Нежнов, В.В. Рубцов), природоведения (Е.В. Высоцкая, М.А.Янишевская), родного языка (Л.Ю. Невуева) в средней школе, а также методики оценки усвоения математического понятия величины (М.А. Семенова), отдельных физических понятий (Е.В. Высоцкая, М.А.Янишевская), основ  информатики (В.Н. Каптелинин, В.А. Молчанов) для учащихся начальных классов.  

П.Г.Нежнов, В.Х.Магкаев, А.М.Медведев на материале пространственно-комбинаторных задач создали методику, позволяющую дифференцированно оценить уровень развития каждого  из  компонентов теоретического мышления и дать ему целостную качественную характеристику.

В методиках, разработанных А.З. Заком, диагносцируются компоненты теоретического мышления (анализ, рефлексия и планирование) и его типы (наглядно-образное, наглядно-действенное, вербально-знаковое). Комплекс методик А.А. Зака охватывает широкий возрастной диапазон (от 3 лет до взрослого возраста). Новым направлением диагностики является разработка методик  для определения уровня развития у младших школьников авторского мышления как творческой мыслительной деятельности, связанной с самостоятельным составлением детьми новых задач. Автором разработаны систематические курсы, включающие занимательные задания поисково-творческого характера, нацеленные на формирование у детей содержательных действий теоретического мышления. Система диагностических и развивающих заданий, построенная на единых логико-психологических основаниях, представляет особую ценность. На ее основе написаны книги для  психологов,  родителей, методические пособия для учителей.
Н.И. Поливановой и И.В. Ривиной разработан комплекс диагностических методик оценки системного мышления. Этот комплекс  позволяет школьному психологу определить, какой компонент системного мышления  недостаточно сформирован у ребенка, и провести коррекцию с помощью специально разработанного цикла развивающих занятий, осуществляющихся в условиях совместно-разделенной деятельности.

Экспериментально-практические исследования совместной деятельности опираются на представление о происхождении внутренних форм учебной деятельности из развернутых форм совместной работы взрослого и школьников, самих  школьников (В.В. Давыдов, В.В.Рубцов). Проведенные в лаборатории исследования показали роль кооперации со сверстниками  при формировании математических понятий (М.А.Семенова), физических моделей (В.В.Рубцов), лингвистических  обобщений  при изучении иностранного языка (И.М.Улановская, О.В. Яркина). Н.И. Поливанова разработала методику  диагностики психологических особенностей складывающегося взаимодействия в различных стратегиях совместного решения комбинаторных задач,  требующих сложного согласования операций, разделенных между участниками.

Влияние социальных факторов на эффективность совместной деятельности определялось с помощью специальной методической процедуры, моделирующей реальную продуктивную деятельность: группам разного состава (учитель и ученики, учащиеся с исходно разными межличностными отношениями)  предлагалась совместная конструктивная работа. (И.М. Улановская, О.В. Яркина).

Работы лаборатории по  проблематике «ЭВМ в образовании»  охватывают широкий круг вопросов: от компьютерной грамотности и обучения информатике до компьютерных систем обучения и разработки программного и  учебно-методического  обеспечения применения ЭВМ, а также разработки компьютерных диагностических комплексов. В качестве основной функции компьютера в учебном процессе была выделена функция учебного моделирования содержания объектов усвоения, моделирования действий и операций, моделирования учебных взаимодействий в системе «учитель-компьютер-ученик (группа учащихся)».

Сотрудниками лаборатории были созданы  компьютерные практикумы по математике (М.А.Семенова, В.В.Рубцов), физике (В.А.Львовский, А.М.Медведев, В.В.Рубцов), естествознанию и  химии (Е.В.Высоцкая), английскому языку (И.М.Улановская, О.В. Яркина), информатике для младших школьников  (В.Н. Каптелинин), пропедевтике конструирования (Н.И.Поливанова, И.В. Ривина). 

Результаты исследования возможностей компьютерных учебных программ показали их значительную эффективность в формировании у школьников теоретических понятий и обобщенных приемов познавательной деятельности, их широкие возможности адаптации к различным образовательным задачам, адекватность для осуществления встроенной диагностики состояния мыслительной деятельности учащихся, а также оперирования знаково-символическими формами представления содержания и способов действия.

Для школьного психолога был разработан компьютерный инструментарий, позволяющий оценить психологическую готовность детей к школе, а также динамику развития детей на первом году обучения (И.М.Улановская),  комплект методик диагностики системного и наглядно-образного мышления (Н.И.Поливанова, И.В.Ривина), компьютерный вариант диагностики уровня учебного взаимодействия. А.М. Медведев разработал компьютерную программу контроля и оценки знаний школьников,  А.Г. Крицкий – компьютерную сетевую программу - среду, направленную на формирование учебно-познавательного действия из игрового общения детей.

В 90-х годах  актуальной стала проблема исследования образовательной среды школ. В нашем понимании образовательная среда - это  комплексная интегративная характеристика конкретной школы, которая

  • определяется реальными внутренними целевыми установками педагогического коллектива,
  • проявляется в наборе конкретных средств их достижения (учебные программы, организация уроков, тип взаимодействия педагогов с учащимися, качество оценок, стиль неформальных отношений между детьми, организация внеучебной школьной жизни, материально-техническое оснащение школы, оформление классов и коридоров и т.п.),
  • оценивается по тому эффекту в развитии учащихся, которого она позволяет достичь

Многолетний опыт обследования  десятков школ с участием сотен учителей и тысяч учащихся в Москве и других городах России позволил собрать богатейший материал, на базе которого создан верифицированный диагностический пакет методик для изучения образовательной среды, проведена его апробация в школах с разными образовательными программами, разработана компьютерная система статистической обработки данных и разработаны основания для психологической экспертизы образовательной среды школы.

На основе количественного и качественного анализа данных, полученных по всему комплексу методов и процедур, были выявлены некоторые обобщенные психологические характеристики, различающие образовательные среды школ. В частности, показано, что существенными различительными признаками являются качество взаимодействий учителя с учащимися и эмоциональный комфорт учащихся на уроке (И.В.Ермакова, Н.И.Поливанова, И.В.Ривина). По комплексу показателей, качественно характеризующих образовательную среду, школы можно разделить на   две основные направленности (И.М.Улановская). Условно их обозначили как  школы, ориентированные на детей, и школы, не ориентированные на детей. Содержательно как одна, так и другая направленность, могут проявляться в целом спектре конкретных целей и задач.

Так, к школам первой направленности мы отнесли учреждения, реальные усилия которых направлены преимущественно на обучение,  на развитие детей,  на создание психологически комфортных условий для детей,  на воспитание учащихся. Ко второй направленности были отнесены школы, реальные усилия которых направлены либо а) на саму школу и ее администрацию (престиж, имидж школы), либо б) на учителей (новаторство), либо в) школы, вообще не ставящие перед собой никаких содержательных образовательных задач («камера хранения»). Ярким примером образовательной среды развивающего типа является разрабатываемая в нашей лаборатории Е.В.Высоцкой и М.А.Янишевской программа  "деятельностной пропедевтики понятия". Она представляет собой модель образовательной ситуации "погружения" учащихся в содержание предмета как особую форму ориентировочно-опробующей деятельности детей, предшествующей формированию научных понятий.. Для этого разрабатывается система заданий разного типа для разных аспектов учебной ситуации, а также способы организации учебного взаимодействия учащихся и учителя. В настоящее время уже разработан и используется в практике курс по химии для 5-х - 8-х классов.

Сотрудниками лаборатории на протяжении всех лет ее существования активно ведется непосредственная психолого-практическая работа в самых разнообразных видах и формах: в содружестве с педагогами-предметниками они апробируют и внедряют в школах разработанные учебные курсы, обучают школьных психологов, проводят психологическое консультирование и тренинги для учителей, разрабатывают программы и рекомендации в контексте реформирования системы школьного образования. Разработанный в  лаборатории методический инструментарий  широко используется в школьной практике  для оценки динамики развития мышления и учебной деятельности, способов группового взаимодействия детей, для оценки эффективности обучения и осуществления коррекции детского развития.  

В контексте реализации современной реформы школьного образования  практика сформулировала новые запросы к психологической науке и диагностике. Так, в новом стандарте начального образования появились требования не только к уровню сформированности знаний, умений и навыков, но и к развитию метапредметных компетенций. Совместно с МГППУ был создан Временный научно-исследовательский коллектив для разработки комплексного подхода к диагностике метапредметных результатов начального школьного образования в соответствии с новыми образовательными  стандартами (руководитель ВНИКа - Улановская И.М., приказ №  06-2-04/87а от  28.02.2011). Участники ВНИКа: Высоцкая Е.В., Зак А.З., Поливанова Н.И., Ривина И.В., Янишевская М.А. В рамках этой работы были разработаны новые подходы к решению задачи диагностики метапредметных результатов НОО и создан целостный пакет методик для полноценной качественной и количественной оценки их сформированности. Методики валидизированы на репрезентативной выборке респондентов (более 2000 выпускников начальных классов школ Москвы).
На следующем этапе в 2012 г. мы совместно с МГППУ участвовали в реализации государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»): Мероприятие 03Б1300. Создание эффективной системы оценки качества общего образования с опорой на внутришкольные механизмы мониторинга качества, современные (в том числе международные) инструменты оценки образовательных достижений. Тема 03Б1300.03 «Разработка и осуществление мониторинга выявления уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальных классов (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)» (научный руководитель - Улановская И.М.).

В 2013 г. совместно с МГППУ в рамках той же государственной программы Развития образования города Москвы («Столичное образование») мы начали разработку прототипа  компьютерной методики диагностики основных метапредметных результатов начального школьного образования  (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)». В настоящее время на базе этой работы создан компьютеризированный вариант диагностики метапредметных когнитивных и регулятивных компетенций. Результаты апробации наших методов, а также результаты самой диагностической работы в школах описаны в многочисленных публикациях сотрудников.

Сотрудники

Высоцкая Елена Викторовна

Высоцкая Елена Викторовна

В настоящее время является ведущим научным сотрудником группы Улановской лаборатории младшего школьника.

Должность:  Ведущий научный сотрудник

Зак Анатолий Залманович

Зак Анатолий Залманович

Доктор психологических наук (1999), профессор (2003). Работает в психологическом институте с 1973 года.

Должность:  Ведущий научный сотрудник

Поливанова Нина Ивановна

Поливанова Нина Ивановна

В настоящее время работает в должности ведущего научного сотрудника лаборатории психологии младшего школьника.

Должность:  Ведущий научный сотрудник

Ривина Ирина Владимировна

Ривина Ирина Владимировна

В настоящее время работает в должности ведущего научного сотрудника лаборатории психологии младшего школьника.

Должность:  Ведущий научный сотрудник

Улановская Ирина Михайловна

Улановская Ирина Михайловна

С 1983 г. работает в Психологическом институте РАО. Ведущий научный сотрудник.

Должность:  Ведущий научный сотрудник

Янишевская Мария Алексеевна

Янишевская Мария Алексеевна

В настоящее время является старшим научным сотрудником группы Улановской лаборатории младшего школьника.

Должность:  Старший научный сотрудник

Исследования

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (квалификация — магистр психолого-педагогического образования). Утвержден Минобрнауки. М., 2009 (руководитель проекта Рубцов В.В.).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» (квалификация — бакалавр психолого-педагогического образования). Утвержден Минобрнауки. М., 2010 (руководитель проекта Рубцов В. В.).
  3. Проект МГППУ: Разработка комплексного подхода к диагностике метапредметных результатов начального школьного образования в соответствии с новыми образовательными  стандартами, 2011-2012 (руководитель проекта Улановская И.М.).
  4. Проект МГППУ: разработка компьютерного инструментария диагностики метапредметных результатов начального школьного образования в соответствии с новыми образовательными  стандартами, 2012-2013 (руководитель проекта Улановская И.М).
  5. Проект АНХ: «Экспериментальное введение элементов формирующего оценивания в образовательных учреждениях начального и общего (среднего) образования», 2011 (руководитель проекта Пинская М.А., участник Улановская И.М.).
  6. Проект АНХ и Центра международного сотрудничества по развитию образования:  «Разработка и апробация тестовых заданий для мониторинга учебно-предметных компетенций учащихся начальной школы», 2008-2010 (участник проекта Улановская И.М.).
  7. Проект  CICED,  Open institute “Developmental education” и The World Bank:  «Диагностика учебной успешности в начальной школе. Разработка инструментария SAM – school achievement’ monitoring», 2010-2012  (руководитель проекта Нежнов П.Г., участник Улановская И.М.).
  8. Грант РГНФ «Исследование  особенностей психического развития младших школьников в школах с разными образовательными технологиями». , 1996-1997 (руководитель проекта Поливанова Н.И., участник Ривина И.В.).
  9. Грант РГНФ 04-06-00248а, «Психологические критерии эффективности образовательной среды школы: мониторинг и обратная связь», 2004-2005 (руководитель проекта Кондаков И.М.).
  10. Грант РГНФ 06-06-00673а, Восприятие и оценка участниками образовательного процесса личностных особенностей друг друга как фактор развития школы» , 2006-2007 (руководитель проекта Ермакова И.В.).
  11. Грант РГНФ 07-06-00090а, «Сознание, самосознание и сознательное поведение: объяснительные модели в контексте образовательных практик России конца ХIХ –первой половины ХХ веков»,2007 (руководитель проекта Кондаков И.М.).
  12. Preschool Education Project for Yakutia (PEPY), 2013 (руководитель проекта Юдина Е.Г. участник Улановская И.М.).
  13. Проект Президиума РАО и Института стратегических исследований в образовании по теме «Новые образовательные технологии в сфере общего и среднего образования»: «Технология диагностики образовательной среды школы» 2007-2008 г.г. (участник Высоцкая Е.В.).
  14. Научно-исследовательский проект «Диагностика метапредметных результатов начального школьного образования в соответствии с новыми образовательными стандартами», заказ МГППУ и РосОбрНадзора (приказ № 06-2-04/87а, 2011 г. (участник Высоцкая Е.В.).
  15. Проект «Разработка и апробация нормативных и инструктивно-методических материалов, обеспечивающих введение федеральных государственных стандартов общего образования (2010 г.)  (участник Высоцкая Е.В.).
  16. Совместный проект ИПОП "Эврика" и ОИРО в рамках ФЦПРО. «Создание национальной системы оценки качества общего образования: описание показателей и методик сбора данных мониторинга оценки качества основного общего образования (предметные результаты образования)» 2011-2016 гг. (участник Высоцкая Е.В.).
  17. Проект Федеральная инновационная площадка  «Целостная модель школы в образовательной системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (1-9 классы): опыт внедрения новых образовательных стандартов». 2012-2017 гг. (участники Е.В.Высоцкая, Н.И.Поливанова, И.М.Ривина, И.М.Улановская, М.А.Янишевская ).

Публикации

Монографии, учебные пособия

  1. Венгер А.Л., Мелик-Пашаев А.А., Улановская И.М., Цукерман Г.А. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. НФПК, М.: Сентябрь, 2001.- 240 стр.
  2. Выдающиеся психологи Москвы / Ред. В. В. Рубцов. М.: ПИ РАО, 2007.
  3. Высоцкая Е.В. и др. Природоведение. Учебная книга для 5 класса. Материалы к экспериментальному курсу / Ред. Е.В.Высоцкая, М.А.Янишевская.   М. : МГППУ,  2012.- 98 с. (Высоцкая Е.В., автор, ред., Янишевская М.А., ред.)
  4. Зак А. З. Диагностика мышления детей 6 - 10 лет. М.: Фолиум, 1993.
  5. Зак А. З. Диагностика различий в мышлении младших школьников. М.: Генезис, 2007.
  6. Зак А. З. Интеллектика 1 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002 – 2015 г.г.
  7. Зак А. З. Интеллектика 2 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002 – 2015 г.г.
  8. Зак А. З. Интеллектика 3 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002 – 2015 г.г.
  9. Зак А. З. Интеллектика 4 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002 – 2015 г.г.
  10. Зак А. З. Интеллектика 5 класс, ч.1 и 2. Тетради для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2007.
  11. Зак А. З. Интеллектика 6 класс, ч.1 и 2. Тетради для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2007.
  12. Зак А. З. Мышление младшего школьника. Спб.: Содействие, 2004.    
  13. Зак А. З. Совершенствование познавательных и регулятивных действий в начальной школе.  Спб.: Проекция, 2015.      
  14. Зак А. З. Диагностика видов мышления у младших школьников. М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1995.
  15. Зак А. З. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей  учащихся 1 - 4 классов.  М.:  Интеллект-центр, 2002, 2005, 2007, 2010, 2013.
  16. Зак А. З. Как развивать логическое мышление у детей? М.: Аркти, 2001.
  17. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. - М.: Педагогика, 1984.
  18. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение, 1994.
  19. Зак А. З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников. М.: МПСИ, 2000.    
  20. Зак А. З. Различия в мышлении детей  М.: Российский Открытый Университет, 1992.
  21. Зак А. З. Формирование познавательных метапредметных компетенций у младших подростков. Спб.: Грани, 2015.             
  22. Зак А.З. Интеллектика для дошкольников. Тетради для развития мыслительных способностей, ч.1 и 2. М.:  Интеллект-центр.- 2004, 2006.
  23. Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьника. М.: Знание, 1982.
  24. Зак А.З. Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников.  М.- Обнинск: ИГ – СОЦИН, 2010.
  25. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования. Сборник статей / Ред. В.В. Рубцов. М.: ПИ РАО, 1996.
  26. Медицинские и психосоциальные проблемы школьников-подростков. Методические пособия для специалистов, работающих в области здравоохранения и образования / Ред. В. В.Рубцов и Д. Д Панков. М.: Московский центр качества образования, 2010.
  27. Московская психологическая школа: история и современность / Ред. В. В. Рубцов. М.: МГППУ, ПИ РАО, 2008. — в 4-х т.
  28. О подходах Выготского и Пиаже. Сборник статей / Ред. И.М.Улановская, С.Гарнье,  Н.Беднар. Аpres Vygotski et Piaget.  De Boeck Universite, Bruxelles, 1991, 288 стр. Ред. C.Garnier, N.Bednarz, I.Ulanovskaya.
  29. Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся. Коллективная монография / Ред.В.В. Рубцов и  Н.И.Поливанова.- М.: ПИ РАО, 2007.
  30. Оценка метапредметных компетенций выпускников начальной школы. Коллективная монография/ Ред.  И.М. Улановская.- М.: МГППУ, 2015.
  31. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Диагностика системного мышления детей 6-9 лет. Учебное пособие для учителей и школьных психологов. М.: АНО «ПЭБ», 2007.- 48 с.
  32. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности. Коллективная монография  / Ред. В.В Давыдов и В.В. Рубцов. М., Новосибирск: ПИ РАО, 1995.
  33. Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии. Воронеж, 1996.
  34. Рубцов В. В., Ивошина И. Т. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М.: МГППУ, 2003.
  35. Рубцов В. В., Малых С. Б. Психология экстремальных ситуаций. М.: ПИ РАО, 2007.
  36. Рубцов В. В., Мульдаров В. К. Метод нормативной диагностики учебно-познавательных действий у школьников.- М.,1987.
  37. Рубцов В.В.Организация и развитие совместных действий у школьников. М., 1987.
  38. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М.: МГППУ, 2008.
  39. Технология оценки образовательной среды школы. Учебно-методическое пособие для школьных психологов / Ред. В. В. Рубцов и И. М. Улановская.- М.: ПИ РАО, 2010.
  40. Улановская И.М. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А.Пинская, И.М.Улановская. – М.: Просвещение, 2013. – 80 с. – Серия «Работаем по новым стандартам».
  41. Улановская И.М. Готовность к школе. Пакет компьютерных психодиагностических программ. Руководство пользователя.  КУДИЦ, Москва, 1992.
  42. Zак А. Z. Rozwoj myslenia teoretycznego dzieci w mladzym wieku szkolnym». Варшава: Widawnictwa  Sckolnei Pedagogiczne,1989.

Статьи

  1. Высоцкая, Е.В., Рехтман, И.В. Два подхода к построению учебного предмета по третьему типу ориентировки и выбор «основных единиц» (на материале химии) / Е.В. Высоцкая, И.В. Рехтман // Культурно-историческая психология.- 2013. - №4.  
  2. Ермакова И.В., Поливанова Н.И., Ривина И.В. Представления учителей о  взаимодействии с учащимися на уроке // Вестник практической психологии образования . - 2005. - № 4(5). -С. 39 -45.
  3. Ермакова И.В., Поливанова Н.И., Ривина И.В. Психологические особенности организации взаимодействия учителя и учащихся и эмоциональное отношение детей к учебной работе на уроках «в школах  2100»\\ Начальная школа: плюс-минус.- 2002.- № 3. -С. 23-28.
  4. Зак А.З.  Исследования мышления младших школьников в американской психологии // Вопросы психологии. -1981.- №1. – С.51 – 60.
  5. Зак А.З.  Качество начального обучения:   программа «Интеллектика» и психологическая готовность к средней школе /Опыт работы с учащимися 1 класса по курсу «Интеллектика»  / Ред. А.З.Зак, М.Г.Губенко, О.Н. Гнездилова. Методическое пособие. М.:  Интеллект-центр, 2006. – С.23 – 40.
  6. Зак А.З.  О развитии способности действовать «в уме» у младших школьников // Вопросы психологии. -1981.- №5. – С. 37–49.
  7. Зак А.З.  Развитие мышления школьников  в период обучения в средних старших классах // Век психологии. К 100-летию Психологического института Российской академии образования.1912 – 2012: материалы конференции (Москва, 24 октября 2012 г.). Спб: Нестор-История, 2012. – С.119 – 131.
  8. Зак А.З.  Развитие способности действовать «в уме» у школьников 1 – 10 классов // Вопросы психологии. -1983.- №1. – С. 47–58.
  9. Зак А.З.  Соотношение формальных  и содержательных приемов в исследовании учебной деятельности  /  Формирование учебной деятельности школьников / Ред. В.В.Давыдов, А,К.Маркова, Й.Ломпшер. М.: Педагогика,1982. – С.154 – 167.
  10. Зак А.З.  Характеристика авторского мышления у младших школьников // Вопросы психологии. -1988.- №2. – С.67–75.
  11. Зак А.З. Диагностика интеллектуального  развития выпускников начальной школы как оценка рисков обучения в основой школе  // Психологическая   наука и образование. -2009. -№2.- С. 71- 80.
  12. Зак А.З. К вопросу о развитии мышления у младших школьников / Психологические проблемы учебной деятельности школьников (тематический сборник). М.: Советская Россия, 1977.
  13. Зак А.З. Принципы диагностики теоретического мышления у младших школьников // Психологическая наука и образование.-1997.- №2. – С.49–57.
  14. Зак А.З. Проблемы психологического изучения рефлексии / Исследования речемыслительной деятельности и рефлексии (тематический сборник). Алма-Ата. Общество психологов Казахстана, 1979. – С.38 – 52.
  15. Зак А.З. Развитие самостоятельного мышления школьников // Информатика и образование. - 1987.- №5. – С.37–49.
  16. Зак А.З. Связь обучения и умственного  развития школьников // Вопросы психологии. - 1985.- №5.– С.54–63.
  17. Зак А.З. Типология динамики мыслительного процесса //Вопросы психологии. - 1986.- №5. – С.62–70.
  18. Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлексии / Проблемы рефлексии (тематический сборник). Новосибирск, 1987. – С.61–67.
  19. Зак А.З. Формирование психических новообразований в учебной деятельности / Психическое развитие младших школьников / Ред. В.В.Давыдов.  М.: Педагогика, 1990. – С.117–154.
  20. Зак А.З. Экспериментальное изучение рефлексии у младших  школьников // Вопросы психологии. - 1978.- №2.– С.43 – 50.
  21. Зак А.З., Рубцов В. В. Соотношение эмпирического и теоретического мышления //  Московская психологическая школа. История и современность. Т.1. Кн.1.  М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. – С.212 – 229.
  22. Зак А.З. Поисковые задачи для дифференцированного развития интеллектуальных способностей младших школьников // Педагогическая психология / Ред. В. А. Гуружапов. М.: Юрайт, 2013. – С.243–261.
  23. Компьютерный пакет методик оценки метапредметных результатов начальной школы/  Улановская И.М. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n2/70349.shtml  № 24. - С. 5. Режим доступа: http://psystudy.ru //Психологическая наука и образование psyedu.ru 2014. -Т. 6.- № 2.-С.306–319 (online).
  24. Поливанова Н.И.  Уровень совместности как показатель теоретического способа решения задачи.// Психологическая наука и образование, 1996, №2.
  25. Поливанова Н.И. Наглядно-образная регуляция при совместном решении задач.// Вопросы психологии, 1988, №5.
  26. Поливанова Н.И. О некоторых функциональных и структурных особенностях наглядно-интуитивных компонентов решения задач.//Вопросы психологии, 1974, №4.
  27. Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Анализ спектра психолого-педагогических установок учителей московских школ.// Журнал прикладной психологии, 2004, №2, стр.41-50.
  28. Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Образовательная среда урока в разных типах школ.//Психологическая наука и образование, 2000, №3.
  29. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Диагностика системного мышления детей  6-9 лет// Психологическая наука и образование.- 1996.- № 1.- С.82-90.
  30. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Методика оценки представлений учителей о взаимодействии с учащимися на уроке. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общей ред. А.А.Бодалева. М.: Когито-центр, 2011.
  31. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Методики  «Повороты фигур», «Выбор по аналогии», «Дополни набор» / Руководство «Психодиагностические методы в работе с учащимися 1-2 и 3-4 классов / составитель Д.В. Лубовский. М. –Воронеж, 2002-2003. - С.23-32.
  32. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Особенности развития системности мышления младших школьников в разных технологиях обучения // Психологическая наука и образование. – 1998. - № 2.
  33. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности  //Психологическая наука и образование.-1996. - №2. – С. 43-54.
  34. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Суждения учителей и учащихся об учебном взаимодействии на уроках в школе // Культурно-историческая психология.- 2009.- № 4.- С.100-104.
  35. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Типы и динамика развития системности мышления детей, пришедших в школу из разных образовательных сред // Психологическая наука и образование.- 1999.- № 1 .- С.11-25.
  36. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Эклектичность образовательной среды школы как фактор ее неустойчивости // Психологическая наука и образование.- 2009.- № 2.- С.52-62.
  37. Поливанова Н.И., Ривина И.В., Улановская И.М. Выявление умения учащихся начальной школы действовать совместно в условиях социо-когнитивного конфликта / [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. / 2013- Т. 5. - №4.- С.312-322.
  38. Поливанова Н.И., Улановская И.М. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии. - 1998. - №6.- С.18-24.
  39. Поливанова Н.И., Улановская И.М.Комплексный подход к психологической оценке образовательной среды школы. //Психология и школа. -2010.- №1.- С. 50-71.
  40. Ривина И.В. Зависимость развития учебно-познавательных действий младших школьников от типа коллективной деятельности // Вопросы психологии.- 1987.- № 5.- С.48-58.
  41. Ривина И.В.,  Деулин Д.В. Организация совместной деятельности как условие развития системного мышления младших школьников // Психология обучения. - 2008. № 3.- С.25-38.
  42. Ривина И.В., Левонтина Н.В. Развитие системного мышления у младших школьников с общим недоразвитием речи // Психологическая наука и образование.- 2001. - С.47-58.
  43. Ривина И.В., Поливанова Н.И.Отношение детей к учению и образовательная среда школы  //  Психология обучения. -2008.- № 5.
  44. Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы» // Психологическая наука и образование. - 2010.- № 1.
  45. Рубцов В. В., Юдина Е. Г. Характеристики и проблемные ситуации современного дошкольника // Мир психологии. - 2010. - № 1 (61).
  46. Рубцов В. В., Марголис А. А. Психолого-педагогическая подготовка учителя для новой школы // Образовательная политика. - 2010. -№ 5-6 (43-44).
  47. Рубцов В. В., Марголис А. А. Учитель для новой школы: модернизация педагогического образования в России // Образовательная политика. - 2010. - № 4 (42).
  48. Рубцов В.В., Ривина И.В., Поливанова Н.И., Улановская И.М. Организация процесса обучения  в учебных кабинетах с использованием микро-ЭВМ. // Вопросы психологии.- 1988.- № 3.
  49. Рубцов В.В., Улановская И.М.Образовательная среда школы: оценка развивающего эффекта. / Доклады юбилейной сессии посвященной 85-летию психологического института им. Л.Г.Щукиной. М.:, 1999.- С. 55-65.
  50. Рубцов В.В.,Ривина И.В. Уровни системности в формировании учебно-познававательной деятельности // Вопросы психологии. – 1985.- № 2 .- С.155-161.
  51. Рубцов В.В., Львовский В.А., Улановская И.М. Психологические особенности использования моделей при решении школьниками учебных задач. Сообщения 1, 2   // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - М.: Педагогика, 1989.- №1. С.58-63, 1989.- №2.- С.32-36.
  52. Улановская И.М. О некоторых характеристиках общения учащихся начальной школы с учителем на уроке. //Теоретическая и экспериментальная психология. -2009. Т. 2.- № 2. -С. 72-77.
  53. Улановская И.М. Теория учебной деятельности, образовательная среда школы учебной деятельности и метапредметные результаты обучения / Альманах Научного архива Психологического института / Под общ. ред. В.В. Рубцова. М.: Алькор Паблишер, 2014. Вып. 7 юбилейный.
  54. Улановская И.М. Что такое образовательная среда школы? Какие бывают образовательные среды? Диагностика  образовательной среды школы. // Начальная школа: плюс- минус. – 2002.- №1.- С.3-14.
  55. Улановская И.М., Цукерман Г.А., Е.Г.Юдина. Эксперимент в начальной школе: совместность и оценивание / Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школ. /Ред. А.Г.Каспржак, Л.Ф.Иванова // М.: Просвещение, 2004. - С.36-58.
  56. Улановская И.М.Irina Ulanovskaya.  The attempt to classify educational environments of modern schools of Russia// 2-nd Annual ISCAR Congress «Ecologies of Diversities: Contexts, Complexities, Challenges and Collaborations»,  University of California, San Diego, September 8 – 13. 2008.
  57. Улановская И.М.The problems preschoolers face when entering the school educational environment. //Psychological science and education. -2010.-N3- pp.92-97.
  58. Улановская И.М.Комплексный подход к экспериментальному исследованию образовательной среды и психологического климата в школе / Учебная деятельность в разных возрастах. М., 2003.- С.75-85.
  59. Улановская И.М.Межличностные предпочтения и характер взаимодействия в совместной деятельности / Общение и оптимизация совместной деятельности / Ред. Г.М.Андреев, Я.Яноушек, М.:МГУ, 1987. - С.130-140.
  60. Улановская И.М.О проблемах вхождения дошкольников в образовательную среду школы. // Психологическая наука и образование. – 2010.- №3.- С. 116-123.
  61. Улановская И.М. Диагностика готовности к школе. / Основы психодиагностики / Ред. А.Г.Шмелев. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. - С.211-231.
  62. Улановская И.М. Качественные особенности психического развития учащихся, прошедших обучение по  экспериментальным развивающим программам в средней школе / Развивающее образование в средней школе / Ред. А. Б.Воронцов, Г.А. Цукерман. М., 2005.
  63. Улановская И.М. О некоторых качественных характеристиках образовательной среды школы / «Школа 2100». Пути модернизации начального и среднего образования. / Ред. А.А.Леонтьев, вып. 6, М.: Баласс, 2002.- С.89-97.
  64. Улановская И.М. Социально-психологическое развитие детей в разных образовательных средах  /Ребенок в современном обществе. Сборник научных статей. / Ред. Л.Ф.Обухова, Е.Г.Юдина. М.: МГППУ, 2007.- С.169-178.
  65. Улановская И.М. Экспериментальное исследование содержания рефлексивного компонента совместной учебной деятельности // в кн. Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. /Ред.И.С.Ладенко. Новосибирск: Наука, 1987. - С.93-102.
  66. Elena Vysotskaya, Svetlana Khrebtova&IyaRekhtman. Linking macro and micro through element cycle: Desing research approach for introdutory chemistry course for 6-7 grades (in English).
  67. Elena Vysotskaya,Anastasia Lobanova, IyaRekhtman, MariaYanishevskaya «Activity approach to teaching place-value principle» //EAPRIL 2015  conference (November 24-27, 2015 Belval, Luxembourg).
  68. Polivanova N.I., Rivina I.V. Computer as constructor in the Process of Organising Children’s Learning Interaction // Activity Theory, журнал Интернационального общества исследований теории деятельности. - 1993.-№ 13\14.
  69. Vysotskaya E., Ianishevskaia M. «From proportions to fractions: Teaching experiment in 5-6 grade math classes»//EAPRIL 2014 conference (25 – 28 November – Nicosia, Cyprus).

Диссератции

Докторские диссертационные исследования:

  1. Рубцов В.В. Психологические основы организации совместной учебной деятельности. 1987.
  2. Зак А.З. Развитие теоретического мышления младших школьников. 1998.

Кандидатские диссертационные исследования:

  1. Громыко Ю.В. Роль взаимопонимания при решении учебных задач в совместной деятельности. 1985.
  2. Высоцкая Е.В. Психологические особенности введения школьников в содержание научных понятий при использовании предметно-ориентированных компьютерных учебных сред (на материале естествознания). 1991.
  3. Львовский В.А. Психологические требования к контролю и оценке знаний учащихся на основе решения системы задач. 1988.
  4. Марголис А.А. Развитие учебно-познавательных действий школьников в условиях использования компьютерных средств.1990.
  5. Медведев А.М. Внутренняя структура и динамика действия анализа в процессе решения учебной задачи. 1990.
  6. Ривина И.В.Развитие учебно-познавательных действий у детей 6-10 лет.1988.
  7. Деулин Д.Ю. Развитие системности мышления у детей 6-9 лет в процессе обучения. 2007.