Психология и образование: проблемы и перспективы

Психология и образование: проблемы и перспективы

3 мая 2024
25 апреля 2024 года в Федеральном научном центре психологических и междисциплинарных исследований состоялось заседание научного семинара "Психология и образование: проблемы и перспективы"
Психология и образование: проблемы и перспективы
На семинаре с циклом докладов "Диалектическое мышление: от философии к образовательной практике" выступили исследователи из ФНЦ ПМИ и факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Лариса Фаритовна Баянова, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФНЦ ПМИ рассказала о богатой традиции изучения диалектического мышления в философии, и истории разработки этой категории как психологической в рамках структурно-диалектического подхода. Евгений Евгеньевич Крашенинников, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ФНЦ ПМИ в своем докладе выделил и охарактеризовал основные диалектические операции – операции превращения, перехода, обращения, опосредования, объединения и другие. Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики Николай Евгеньевич Веракса рассказал о теоретических основаниях и результатах многолетних исследований диалектического мышления в дошкольном возрасте. Кандидат психологических наук, заведующая лабораторией оценки профессиональных компетенций и развития взрослых Московского городского педагогического университета Анастасия Кирилловна Белолуцкая выделила основные трудности реализации структурно-диалектического подхода на разных ступенях образования – от дошкольного до высшего. Обсуждение продолжил кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Александр Николаевич Ромащук, подчеркнувший необходимость соотнесения структурно-диалектического подхода с подходами к пониманию диалектического мышления, развиваемыми в работах Э.В.Ильенкова, В.В.Давыдова, Б.М. Кедрова, П.В. Копнина и др. В дискуссии были также поставлены вопросы о том, как можно способствовать развитию диалектического мышления у школьников и могут ли диалектические операции осуществляться на любом содержании, или же для их освоения, так же, как и для операций теоретического мышления, необходима существенная перестройка содержания учебных предметов. Ведущий семинара - кандидат психологических наук, научный сотрудник ФНЦ ПМИ Сиднева Анастасия Николаевна

Фотогалерея